Естественно, в числе главных вопросов на повестке были влияние пандемии COVID-19 на мировую и российскую экономику, прогнозы на следующий год, возможность глобальной рецессии и ожидания от денежно-кредитной политики Банка России.
Оценили участники конгресса и влияние коронавируса на рынки облигаций. В том числе – и на рынок высокодоходных облигаций. Свои оценки ситуации эксперты представили в рамках сессии «High yield на российском долговом рынке», участие в которой приняли генеральный директор «Мосгорломбарда» Алексей Лазутин, основатель сообщества Angry Bonds Дмитрий Адамидов, руководитель департамента рынков долгового капитала BCS Global Markets Алексей Куприянов и другие эксперты. Они оценили, как рынок прошел первую фазу погашений и оценили возможность волны дефолтов на фоне ужесточения ковидных ограничений. Участников дискуссии, в частности, интересовало, как пережил первую волну ломбардный бизнес, в этом году в лице «Мосгорломбарда» достаточно громко заявивший о себе в качестве нового эмитента.
По словам главы компании Алексея Лазутина, бизнес продемонстрировал свою устойчивость, на практике доказав востребованность подобных финансовых услуг в России. По поводу ломбардного бизнеса существует немало стереотипов, однако в его необходимости убежден в том числе Банк России.
«Центральный банк еще в 2014 – начале 2015 года очень хорошо понял, что ломбарды выполняют очень важную функцию института финансовой доступности», – пояснил Лазутин. Он напомнил, что услугами ломбардов пользуется порядка 10% россиян, общий портфель займов оценивается примерно в 40 миллиардов рублей. При этом около 90% портфеля обеспечены золотом.
В условиях пандемии бизнес не просто устоял. Так «Мосгорломбард» еще и нарастил темпы развития – расширяя сеть отделений, разместив выпуск коммерческих облигаций и активно готовясь к дальнейшему размещению биржевых облигаций, а в перспективе – и к IPO. Компания провела аудит финансовой отчетности по стандартам МСФО за два года, первой в истории ломбардного бизнеса получила рейтинг от агентства «Эксперт РА», не словами, а делом подтверждая эффективность свой бизнес-модели и сегмента рынка в целом.